На протяжении веков выход в открытое море не сулил кораблю и его команде ничего хорошего. Моряки умели достаточно точно определять широту. А вот с долготой были проблемы. Книга Давы Собел «Догота» — это история открытия хронографа, которое позволило решить проблему определения долготы.
До 18 века всё регулярное судоходство было прибрежным. Торговые, военные корабли египтян, греков, римлян, а позднее норманнов и руссов, ходили вдоль берегов. Такое судоходство получило название каботажное.
Проблема заключалась в том, что для определения долготы нужны часы с точным ходом. В те времена самые маленькие часы были размером с шкаф. Специальных часов, которые можно было устанавливать на постоянно качающейся палубе корабля попросту не существовало. Для решения проблемы в 1714 году Британский парламент объявляет награду в 20 000 фунтов. Джону Гаррисону потребовалось 40 лет, чтобы разработать хронограф, который мог работать в море во время качки и который не занимал много места.
О книге Давы Собел «Долгота»
В своей книге Дава Собел прекрасно показала, насколько сложным оказалось решение всего лишь одной проблемы, связанной с дальними плаваниями. Открытое море, океан, не был для тогдашних мореплавателей путём для лёгких прогулок с континента на континент. Скорее наоборот: океан являлся непреодолимой преградой.
Одним словом, книга Давы Собел «Долгота» весьма познавательна и великолепно написана. Но, к сожалению, в книге нет ни одной иллюстрации. Чтобы понять, как выглядят хронографы Гаррисона, мне приходилось заходить в интернет. Но с такой проблемой столкнулся не я один. Оказалось, что после выхода книги в 1995 году, Дава получила множество жалоб от читателей, которые сетовали на то, что в книге нет иллюстраций.
Чтобы исправить эту досадную оплошность, в 1998 году выходит книга The Illustrated Longitude, написанная в соавторстве с Уильямом Дж. Х. Эндрюсом (William J. H. Andrewes). В книге содержится целых 180 иллюстраций! Я тоже позволю себе частично заполнить этот пробел и продемонстрировать всего две картинки, дающие читателю представление о том, как выглядели и как менялись хронографы в процессе их совершенствования.
На фотографии внизу первый хронограф H1 Джона Гаррисона. Именно этот хронограф проходил реальные испытание на корабле. Сейчас данный экземпляр находится в Королевском музее в Гринвиче в полностью в рабочем состоянии.
Ниже на гравюре Джон Гаррисон держит в руке свой хронограф H4. Как видите, это уже практически карманные часы. Для сравнения художник разместил на заднем плане хронограф H3.
Итогом сорокалетней работы Гаррисона стало появление компактного хронографа. Уже к 1860 году их количество на флоте приближалось к восьми сотням, в то время как самих кораблей было менее двухсот.
На сегодняшний день тираж книги составил более 1 000 000 экземпляров в США. Книга переведена на 30 языков и продолжает издаваться до сих пор. Рекомендую к прочтению.