Пешеходный одиночный поход. Карпаты, август 2016 год.

Одиночный пешеходный поход по Карпатским Горганам. Первый раз еду автостопом. Курумник. Гигантский Белый гриб.

Сначала о том, как я добирался до места старта — села Осмолода. Ехать решил автостопом. Никогда до этого автостопом я не ездил. Опыта — ноль.

Семь утра. Я в маршрутке Фастов — Киев. Ехать мне до житомирской трассы. Пасмурно. Слоистые облака. Моросит мелкий дождик. Говорят, дождь в дорогу — это хорошо. Сел на заднем сидении, чтобы легче было высаживаться с рюкзаком через заднюю дверь. Едем! Сквозь облака пробиваются солнечные лучи.

Трасса Киев — Житомир

Итак, я на трассе. Рядом автобусная остановка. Стоит мужик, ждёт автобус или маршрутку. Место вроде хорошее, есть съезд. Отошёл от остановки метров на десять, поставил рюкзак, поднял руку. Ловлю. Никто не останавливается. Стою тридцать минут — никого. Сорок минут — никого. Чуть дальше, метрах в трёхстах заправка. Решаю отойти туда, сменить, так сказать, позицию. Пять минут и останавливается легковушка. За рулём молодой парень.

— Здравствуйте! В сторону Ивано-Франковска, — говорю я.

— Я только до Житомира. Хорошо! А деньги берёте, — задаю вопрос водителю. Я ведь новичок, мало ли.

— А надо? Спрашивает парень, и смеётся.

Выходит, открывает багажник, я укладываю туда свой рюкзак. Сажусь в машину. Поехали!
Сразу представляюсь. Разговор завязывается на теме куда, зачем? Отвечаю, что еду в Карпаты, «стопом» первый раз. Оказывается Юра, так зовут парня, сам турист, и тоже ездил автостопом. Ну и пошло-поехало.

Автостоп на житомирской трассе
На житомирской трассе

Доехали до развязки перед Житомиром. Попрощались. Юра высадил меня возле заправки. Хорошее место для стопа. Стою с поднятой рукой. Настроение — отличное. Оказывается автостоп — это очень просто. Тем временем Юра оставил свою машину на заправке, а сам пошёл в магазинчик. Смотрю, опять он подъезжает.

— Садись, здесь место не очень, я тебя отвезу немного дальше, там легче будет поймать.


Я подчиняюсь и через несколько минут стою на дороге в сторону Винницы. Спасибо, Юра! Выпил кофе и опять на дорогу. Останавливается пожилой мужичок. Куда?

— Ивано-Франковск или сколько можно в ту сторону.

— Садись, до Винницы подвезу.

Мужику 69. Сам из Луганской области. Едет к брату. Рассказывал про житьё-бытьё. Довёз меня до развилки перед Винницей. Ему налево, мне направо. Перешёл по мосту через Южный Буг. Сразу за мостом заправка. Стою, ловлю машину. Останавливается фура.

— Куда?

— Ивано-Франковск или в ту сторону.

— Садись!

Легко сказать! Быстро соображаю как с рюкзаком забраться в кабину: дверь находится на высоте почти два метра. Каким-то образом удаётся влезть и закинуть рюкзак.

— Высоко, — говорю я водителю.

— Зато всё видно! Смеёмся. Значит всё ок.


Знакомимся. Дядьке лет пятьдесят пять. Звать Виктором. Едет в Калуш, ему там разгружаться. А мне именно в Калуш и надо. Осторожно спрашиваю, как мол, можно с вами до конца? Отвечает — без проблем. И добавляет: будешь спать на верхней полке, если устраивает. Блин, конечно устраивает! Хороший мужик.

Ехать далеко. Поступает предложение отобедать. Я соглашаюсь. Останавливаемся возле невзрачной придорожной кафешки. Внутри специфический контингент — водители. Я заказываю зелёный борщ, жаренную печёнку с горохом-пюре и томатный сок. За всё заплатил тридцать гривен ($1,2). Очень вкусно, по-домашнему. Угостил обедом и Виктора, предварительно спросив не будет ли он против. Он не сопротивлялся. Пообедали и поехали дальше.

Поздно вечером прибыли в Калуш. Лёгкий ужин и спать. Завтра в шесть подъём. Утром попрощавшись и поблагодарив Виктора я отправляюсь на автостанцию города Калуш, чтобы доехать на маршрутке до села Осмолода — начальной точки пешеходного маршрута.

Из Калуша до Осмолоды

Садится на маршрутку нужно на улице Пушкинская. Условными признаками автовокзала могут служить лишь металлические конструкции вдоль дороги в виде поручней, призванные направлять неорганизованный людской поток в нужное русло — прямо на проезжую часть.

Маршрутка из Калуша на Осмолоду отправляется по понятному только местным расписанию. Они предварительно связываются по секретному телефону с водителем и тот сообщает им время выезда.

В маршрутке Калуш-Осмолода
В маршрутке Калуш-Осмолода

Микроавтобус заполняется пассажирами с рюкзаками а так же «гражданскими». Дальше вас ожидает двухчасовая поездка по непрекращающимся сёлам. Граждане выходят, их место занимают новые. Ближе к Осмолоде хоть какая-то дорога заканчивается и скорость движения падает до 10-15, в лучшем случае 20 километров в час. Ямы, ямы…

Начало пешеходного маршрута

День первый

Началом маршрута можно считать переброшенный подвесной мостик через речку Лимница.
Дальше по серпантину наверх. Поднимаюсь не спеша — склон достаточно крутой. Внизу шумит река и доносится звук работающей бензопилы. Встречаю первых людей: мужик в майке-алкоголичке и парень в немецкой армейской кепке с значком в виде немецкого флага во лбу. У мужика за плечами маленький рюкзачёк, объёмом литров восемь. По разговору понимаю — иностранцы. Сближаемся. — Хай! — Хээй!

Подвесной мостик через речку Лимница
Подвесной мостик через речку Лимница


Разминулись. Каждый пошёл в свою сторону. Что они делают в горах без снаряжения, мне не понятно. Часа через два начинаю чувствовать усталость: я не спортсмен и специально к походам не готовлюсь в смысле пробежек или другой физической активности. А тут как раз место для стоянки. Решаю не испытывать организм на прочность и разбиваю лагерь. Лёгкий ужин и спать.

День второй

Утром встал, перекусил и начал сворачиваться. Вдруг невдалеке слышу радостный мужской голос: «Эй, я нашёл тропу, ура!» Меня он пока не видит. Через пару минут появляется пара — насколько я понял муж с женой, (мне пришлось встретиться с ними ещё раз).

— Доброго дня, — обращается ко мне мужик, уже по-украински.

— Здрасьте!


Я проводил их взглядом, а сам думаю: почему люди, чей родной язык русский, вдруг начинают стесняться этого и говорить на украинском? С чего они взяли, что в Карпатах все должны разговаривать исключительно на украинском?

Опять подъём. Вверх, вверх, вверх. Теперь тропа не петляет и становится, можно сказать, прямой. Всё время пытаюсь высмотреть впереди вершину — конец моих страданий, но за очередным пригорком передо мной снова встаёт гора. Чтобы как-то разбавить монотонный темп подъёма, развлекаю себя фото и видео съёмкой.

Но вот тропа пошла траверсом и ниже по склону увидел крышу домика. Спускаюсь. Исследую строение. Деревянный домик вполне приличной постройки. Внутри место для сна, печка и столик. На чердаке при необходимости может разместится ещё человек двадцать.

На столике журнал. Читаю. В основном призывы не срать возле жилья и вообще быть людьми. Провожу осмотр территории. Метрах в пяти от колыбы (домика) обнаруживаю следы жизнедеятельности человека, расположенные в шахматном порядке вдоль тропинки. Возникает желание сделать запись в журнале: граждане туристы, не срите возле домика и вообще будьте людьми!

Пришла пара, с которой мы уже встречались. Сказали, что будут здесь ночевать и удалились в заросли собирать чернику.

Немного в стороне и чуть ниже родник. Вода чистейшая. Наполняю гидратор и флягу и иду мыться. После душа приготовил рис, сварил чай и съел пол-шоколадки. Собрался и пошёл дальше.

Жарко. Жадно пью из гидратора родниковую воду. В ландшафте произошли изменения — появились низкие сосенки с покрученными стволами — признак определённой высоты. Солнце жжёт нещадно. Одеваю панаму. Мне кажется, что я в Крыму. Очень хочется на море. Ещё немного вверх, тропа начала выполаживаться и вот я в Горганах!

Курумник в Горганах
Курумник в Горганах

Но дело близится к вечеру и я решаю обогнуть гору Высокая (Жёлтый маршрут) и остановиться ночевать на седловине между горой Высокая и Средняя (полонына Середня). Солнце неуклонно близилось к горизонту, а в горах, как известно, темнеет быстро.

Закат в Карпатах
Закат в Карпатах

По этому я в ускоренном темпе начал спуск с горы Высокая к полонине Средняя — ближайшему месту ночёвки. Пришёл на место уже в сумерках. На полонине никого не было и я поставил палатку на самом козырном месте. Перекусил на скорую руку и лёг спать.

День третий

Утром меня разбудили голоса. Вышел из палатки, поздоровался. Два парня и две девушки. Парни спросили где вода. Я, как местный, показал куда нужно идти и сколько примерно метров до родника, но ребята почему-то пошли в другую сторону. Умылся, принял душ, приготовил завтрак. Постепенно небо начало затягивать тучами. То ли перемена погоды на меня подействовала, то ли усталость, но меня сморило и я полез в палатку спать. В общем устроил себе выходной.

Полонина Средняя. Гора Высокая закрыта облаками.
Полонина Средняя. Гора Высокая закрыта облаками.

После обеда поляна наполнилась весёлым гамом, периодически сопровождавшимся гитарными аккордами. Было уже не до сна. Я лежал и пытался определить примерное количество вновь прибывших. Получалось человек десять-двенадцать. Возраст — примерно восемнадцать. Плюс двое взрослых. Студенты, подумал я.

После того, как в непосредственной близости начали устанавливать палатки, терпению моему пришёл конец, и я вынужден был выйти на улицу для проведения разведки. Как и предполагал, вокруг моей палатки велись активные работы по разбивке лагеря: вокруг сновали молодые люди с охапками хвороста, устанавливались палатки, на костре готовилась еда. Всё это сопровождалось довольно громкими песнопениями под гитару пока ещё в сольном варианте.

Быстро оценив обстановку я пришёл к неутешительному выводу: студенты спать не дадут и нужно как можно скорее перебираться на новое, более безопасное место. Благо, такое ещё имелось.

Подойдя к старшему группы я предложил оказать мне посильную помощь с переездом и выделить одного человека в качестве носильщика для транспортировки моей палатки на новое место, после чего мы быстро перенесли мой скарб на нейтральную территорию. Благодаря вовремя принятому решению я обезопасил свою палатку и нервную систему от возможных негативных последствий пребывания вблизи группы школьников-туристов (как выяснилось, это были именно школьники, народ ещё более опасный, чем студенты).

Сон пропал, делать нечего. Я решил сходить в ближайший лесок с целью проведения рекогносцировки. Только я зашёл в ельник, смотрю — окопы. По всей видимости с Великой Отечественной. Дело в том, что мне приходилось видеть много окопов того периода, хотя некоторые местные специалисты утверждали, что окопы ещё с Первой мировой. Пройдя вдоль укреплений несколько метров, обнаружил прямо под елью огромный Белый гриб. Это оказался единственный Белый гриб за всё время похода.

Удивительным оказалось ещё и то, что гриб не был испорчен червями или другими паразитами.

Так как у меня не было подходящей посуды для приготовления подобного рода блюд, я обратился к соседям — трём мужикам из Надворной. В их распоряжении имелась необходимая тара в виде пятилитрового котелка. После непродолжительного совещания было решено делать гуляш с тушёнкой и макаронами. Но в процессе закладки нарезанного кубиками гриба в котелок выяснилось, что макароны туда не поместятся. Было принято волевое решение делать гуляш только из гриба и тушёнки, что, по мнению всех едоков, никак не сказалось на вкусовых качествах деликатеса.

Ужинаю в компании трёх туристов, после чего расходимся по палаткам. Примерно в полночь начался дождь, который продолжался до утра.

День четвёртый

Утро. Туман. Видимость 20-25 метров. Позавтракав вчерашним гуляшом, решаю тем же путём идти на гору Высокая и далее к перевалу Боревка.

Примерно на середине подъёма, в проплывающих мимо клочьях тумана, которые кажется можно схватить рукой, меня начинает одолевать странное чувство тоски. Хочется сесть прямо на тропе и так сидеть до бесконечности. Начинаю анализировать внутреннее состояние и прихожу к открытию, что совсем не зря наши древние предки обожествляли природу: здесь, в полном одиночестве остро ощущаешь, что всё вокруг тебя наполнено какой колоссальной, непостижимой силой. И что античные легенды о Сиренах, которые своим чарующими песнями заманивали мореплавателей к волшебному острову, где те погибали вместе с кораблём, не такой уж и вымысел.

Позанимавшись немного психоанализом, продолжаю подъём. И вот я уже на горе Высокая. Вокруг всё тот же туман и серость. Видимость 10-15 метров.

В облаках на горе Высокая
В облаках на горе Высокая

Но и на старуху бывает проруха: поднимается ветер, разрывая облака, сквозь которые пробиваются солнечные лучи. Идти становится гораздо веселее. Встречаю двух человек. Форма одежды зимняя: на головах затянутые по-штормовому капюшоны, руки в перчатках, на ногах гетры. Я же в шортах и в футболке.

Шагая по тропинке, обращаю внимание, что на этой, юго-западной стороне горы совсем сухо. Начался спуск. На небе солнце. Видимо два этих фактора (хорошая погода и спуск) настолько положительно влияют на мужскую психику, что я начинаю думать о женщинах-туристках.

Пройдя в таких приятных раздумьях метров восемьсот прямо по курсу вижу человек шесть тех самых женщин, расположившихся для отдыха в непринуждённых позах прямо на тропе. Одна даже предлагает мне попробовать съесть какую-то собранную прямо здесь траву. Не Сирены ли это? — возникает мысль, но я быстро беру себя в руки. Вежливо отказываюсь, мотивирую это тем, что ещё утром местные мужики напоили меня напитком с содержанием адского количества неведомых мне трав, и что я ещё не отошёл от ударной дозы этого зелья, который они называли «чай».

Оказывается у девушек есть проводник и они идут туда же, куда и я. Значит ещё будет возможность пообщаться с женщинами-сиренами, то есть с женщинами-туристами 🙂

Дошёл до полонины Боревка, нарезал лапника под палатку, сходил за водой. Вскорости с горы начали спускаться старые знакомые. Парень из ихней группы пригласил меня вечером на чай. Обязательно буду!

А пока у меня праздничный ужин: сегодня последний полный день моего похода и я решил побаловать себя рисом с тунцом. Блюдо получилось отменное!

Поужинав и немного отдохнув, я со своей кружкой-котелком пошёл в гости. Оказывается почти все члены упомянутой выше группы сыроеды. Дальше были посиделки у костра, истории, песни, чай, разговоры, разговоры… А ещё звёзды и Млечный путь.

День пятый

Ночью замёрз. Полонина, или перевал Боревка — место для ночёвки не самое лучшее из-за высокой влажности. Здесь даже днём на иголках елей и сосен висят капли росы, а земля под ногами настолько мокрая, что некоторые участки приходится просто обходить.

Умылся, приготовил завтрак, собрал палатку и попрощавшись с ребятами двинулся к конечной точке моего маршрута селу Старая Гута. Пройти предстояло километров одиннадцать. Путь не близкий, а последний автобус на Ивано-Франковск уходит что-то около семнадцати часов. Так что я быстро зашагал к финишу.

Прибыв в Старую Гуту узнал, что автобус только что ушёл, и мне придётся ждать следующего примерно два часа. Не беда. Зашёл в магазин, угостился холодным пивом и стал ждать транспорт…

Оставить комментарий

Похожие записи

Больше на Boris Shevchuk

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading